В этой статье кратко представлены исторические данные об эволюции краниосакральной терапии, остеопатии и мануальной терапии в краниальной области
Запишитесь ко мне на прием краниальной остеопатии в Санкт-Петербурге по тел. +7 812 327 76 45 или напишите в чат (в нижнем правом углу), если у вас появятся вопросы
Кто изобрел краниосакральную терапию?
Рене Декарт
Эммануиль Сведенборг
Уильям Сатерленд
Нефи Коттам
Джон Апледжер
Заключение
Следует полагать, что уже с древних цивилизаций было представление об анатомии и физиологии черепа. Есть несомненные доказательства того, что в самые отдаленные времена, начиная с неолитического периода, человек уже был знаком с хирургическими приемами вскрытия черепной полости, с так называемой трепанацией. К этой операции прибегали при различных заболеваниях и использовали гораздо чаще чем в настоящее время. Это было одним из способов увеличения пространства для головного мозга. К сожалению эти знания, в период предшествующий научным методам, не оставили наследия в виде письменных или других надежных доказательств, стоящих за современными исследованиями. Древние египетские династии, возможно, знали больше о строении и функционировании черепа, чем известно из археологических доказательств.
Столетия спустя Герофил из Халкидона, Эрасистрат из Кеоса и Александрийская медицинская школа исследовали черепную функцию, однако информация не сохранилась.
Древние народные лечебные методы, такие как перевязка головы, когда растущий череп младенца обвязывали плоскими досками для формирования его размеров, показывают понимание швов и податливости растущих костей в прошлом и сохраняются практиками в двадцать первом веке.
Пример Древнего черепа из Болгарии демонстрирует, что ранний человек, мог удалить клиновидную кость на препарированном черепе, не нарушая целостности других костей. Является ли это доказательством того, что знание о подвижности костей черепа было известно в древние времена? Этот пример показывает что существовали знания о том, что кости черепа не срастаются безвозвратно, как это описано в современных текстах по анатомии. При зарастании швов, отсутствующая клиновидная кость не могла быть удалена. Однако нет прямого ответа на то, знали ли они о том, что кости черепа двигаются.
Иллюстрация к изображению на дереве от Рене Декарта ” Trait de L’homme ” представлена и обсуждается ниже. Это самая ранняя известная, если неясная, ссылка на черепной ритм и нуждается в дальнейших исследованиях.
Роль Сазерленда в истории черепно-мозговой терапии пересматривается в свете исследований Дэвида Б Фуллера в его статье 2008 года «Сведенборгский мозг и Кратерная концепция Сатерленда».
Известный французский философ и математик не связан с историей черепной терапии в остеопатических, краниосакральных или историях медицины. Возможно, было упущено значение интригующей иллюстрации на дереве. Она появляется в «Traites de L’homme» Рене Декарта, опубликованной в 1677 году.
В современной интерпретации работы Рена Декарта верхняя иллюстрация представляет собой флексию или фазу расширения, причем центральная фигура Н (шишковидная железа) расположена вертикально в полых желудочках, которые представлены более выпуклыми, возможно реагируя на воздействие обозначенное буквой М. В подтверждение иллюстрации фазы расширения говорит то, что на рисунке представлено три заглавные буквы А, которые обозначают желудочки головного мозга, по сравнению с нижней иллюстрацией. Показана большая активность по краям желудочков, а тонизированные ткани мозга В и С потенцируют нервы D, которые выглядят натянутыми.
Напротив, нижняя фигура иллюстрирует фазу экстензии, или черепного выдоха, с шишковидной железой Н, находящейся в менее активном состоянии. Показан меньший объем желудочков, меньшая активность по краю и более слабая активность мозга В и С, что приводит к ослаблению нервов D.
Идея Декарта заключена в шишковидной железе, которая, он считал, является физическим выражением воли и проявления в организме человека. Его физиологические концепции животного духа и понятие о духе, хотя и исходят из XVII века, не полностью утратили свою значимость в настоящее время.
Тем не менее ответ на вопрос, какие представления Рене Декарт имел о существовании черепного ритма, который У.Г. Сатерленд исследовал в XX века, является чисто умозрительным.
Представленная иллюстрация только намекает на такую мысль. Тем не менее сходство между таким толкованием иллюстрации Декарта и первичного дыхательного механизма, представленного Сатерлендом, заставляет задуматься краниосакральных терапевтов и исследователей настоящего времени.
Книга “Мозг” Эммануиля Сведенборга была написана с 1741 по 1744 год, почти за 200 лет до того, как книга “Черепная чаша” Уильяма Сатерленда была опубликована в 1939 году. Сведенборг был философом и теоретиком в изучении мозга. Он не был связан с клинической практикой. Сведенборг разрабатывал свою идею в соответствии со взаимодействием души и тела. Однако в данной статье мы сфокусируемся на его научных работе, которая имела наибольшее влияние на Сатерленда.
Сведенборг видел в анатомической структуре и функции два аспекта единого целого. Он понимал что тело объединено анатомически и функционально различными структурами включающими неврологические, скелетно-мышечные, висцеральные и фасциальные.
Сведенборг описывал движение мозга как сменяющие друг друга расширение и сжатие мозга. Он часто ссылается на это движение как на диастолические и систолические движения, или как на дыхание мозга. Он верил, что движение мозга необходимо в понимании его структуры и функции. Сведенборг рассматривал причину движения мозга через анатомию головного, спинного мозга и нервной системы. Он заявлял, что двигательная активность проявляется на протяжении всей нервной системы и фактически во всем теле.
Разбирая анатомию головного мозга Сведенборг фактически описал 4 из пяти компонентов, которые обеспечивают изменения объема черепа во время дыхания, и позже пятый компонент (движение крестца) был добавлен Сатерлендом.
Статья Дэвида Фуллера “Мозг Сведенборга и краниальная концепция Сатерленда” приводит убедительные доказательства того, что общность взглядов Сведенборга в XVIII веке и теории Сатерленда в середине XX века не просто совпадение.
Несмотря на то что оригинальная и основательная статья Фуллера дает свежую информацию об истории краниальной терапии, значение Сатерленда, как “отца краниальной остеопатии”, создателя и выдающегося деятеля в этой области остается бесспорным. Сатерленд был клиницистом, учителем, писателем и исследователем, чье объяснение первичного дыхательного механизма точно отражает представления Сведенборга, добавляя их идеей о важности движения крестца в первично-респираторном механизме. В 1939 году Сатерленд написал книгу “Черепная чаша”. В биографии, написанной его второй женой Адой Стрэнд Сатерленд, представлена интересная информация о Сатерленде как о человеке и о его работе. В конце карьеры были опубликованы две другие, более обширные книги, в которых были представлены лекции для студентов.
Работа Сатерленда расширила философию и методы его учителя, отца остеопатии, Эндрю Тэйлора Стилла, теперь остеопатия расширялась в области кранио-сакральной сферы. Со времени Сатерленда, более 50 лет назад, область краниальной остеопатии прогрессировала, приобретала популярность, появлялись различные направления и течения. Несмотря на то, что ее научные основы оставались плохо исследованными и часто противоречивыми. Со временем наследие Сатерленда неизбежно будет использовано основными направлениями здравоохранения, после того как краниальная концепция остеопатии получит своё развитие в научной и практической сфере.
Вы можете подробнее ознакомится с биографией Уильяма Сатерленда в статье
Нефи Коттам является основоположником применения краниального подхода в хиропрактике. В начале 1928 года он предложил первую краниальную технику в хиропрактике. В 1936 году был опубликован первый текст “The story of craniopathy”. Современные издания этого текста «Craniopathy for you” (1975), и “Craniopathy for others” (1975) были написаны его сыном Келвином. Манипуляции, предложенные Коттамом, были представлены серией из 10 уроков, как для манипуляции со своим телом, так и для работы с пациентами, и охватывает работу с конечностями, внутренними органами, а также с черепом.
Хотя Нефи Коттам знал, что можно почувствовать движение костей черепа, его процедуры основывались на наблюдении за черепными ориентирами, ассиметриями и симптомов, чтобы показать признаки необходимости манипулирования определенными черепными костями ». В своих манипуляциях он рекомендовал помимо применения прямого воздействия руками, также применять легкие постукивания, вибрацию для усиления терапевтического воздействия. Методы Коттам, по всей видимости не имели логического обоснования или основу в виде исследования анатомии, неврологии и физиологии. Однако, его процедуры высоко ценились его современниками и до сих пор используются некоторыми практиками.
Техники Нефи Коттам внесли свой вклад в развитие краниальных манипуляций. Однако в современной хиропрактике чаще применяется техника крестцово-затылочной коррекции (разработанная Dejarnette), прикладная кинезиология, разработанная во главе с Goodheart’ом. В этих методах есть прямая связь с методами Сатерленда. На основе его работ были разработаны и другие методы применяемые в хиропрактике. Это методы Мэгуна, Апледжера и др.
1932-2012
Джон Апледжер внёс весомый вклад в развитие и популяризацию краниальной терапии. Хотя Craniosacral therapy является коммерчески зарегистрированной им торговой маркой, этот термин можно найти в остеопатических текстах, датированных по крайней мере в 1940 годах. В качестве примера можно привести «силу краниосакрального механизма» докторам Томаса Л. Шули, JAOA, 1948г.
«Доктор Апледжер был хирургом и клиническим исследователем. Наблюдение ритмического движения мозговой оболочки во время операции на шее пациента в начале 1970-х годов послужило началом его исследований в области краниальных манипуляций. После долгих исследований Апледжер предположил, что кости черепа продолжают двигаться на протяжении всей жизни – в отличие от сохранения подвижности только у младенцев, как полагали раньше». Эта цитата содержит в себе заявку на первенство идеи Апледжера о движении костей черепа. Хотя на самом деле она была хорошо известна как фундаментальное предположение остеопатии в краниальном поле, сложившиеся за десятилетия до этого времени.
Апледжер обучался остеопатии и посещал занятия по краниальной терапии, проводимые преподавательским составом Сатерленда, которые проводились в течение 20 лет к тому времени, когда он начал своё обучение в 1970-х годах, и которые продолжаются до сих пор. Его первой печатной работой было представление краниальной работы понятным образом, включая в себя оригинальный иллюстративный материал, анатомические представления, техники и исследования. Апледжер был «новаторским разработчиком» этой области, а не изобретателем. Он также был хорошим бизнесменом и способствовал популяризации кранио-сакральной терапии в США и в Мире.
В истории краниальной остеопатии и краниосакральной терапии различные профессиональные группы имеют своё мнение на роль различных людей в развитии их профессии. В этой статье был дан краткий обзор о древних и народных методах в этой области, чтобы показать истоки современного понимания черепа. Когда возникают конкурирующие претензии об открытии краниальной терапии, следует помнить, что каждое знание является продуктом своего времени, или, как выразился Исак Ньютон: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». Или если выражаясь более прямым языком – открытие истины строится на предыдущих открытиях.
Стоит помнить, что истинное рождение краниальной остеопатии в качестве исследовательской, клинически обоснованной терапии, основанной на знаниях анатомии, научных исследованиях начинается с Уильяма Сатерленда. С этого момента другие врачи и исследователи внесли свой вклад в то, чтобы это учение достигло текущего уровня. И, несомненно, ещё предстоит большая работа, прежде чем краниальная терапия перейдёт из разряда частных методов лечения, чтобы охватить общественное здравоохранение.
В статье использовался материал:http://craniofascial.com/invented-cranial-sutherlandand-swedenborg/
Читайте также:
Биодинамическая модель остеопатии
История мануальной терапии и остеопатии
© Copyright by Богданов Сергей Владимирович
Россия, Санкт-Петербург